История создания катамарана

Первый катамаран "Тандем" я сделал в 2000г, и с тех пор навсегда забыл про байдарки: настолько он оказался удобнее и комфортнее чем они. Тот первый экземпляр, еще с независимым трамплином-сеткой и симметричными баллонами до сих пор жив, и, кстати, "на воде" не получил ни единой пробоины: сигаретами прожигался, щтуцера потрескались, перегородка отслоилась, но "боевых" пробоин не было.

В конце первого лета две девушки (Марина Галкина и Юля Молодцова), за его малый вес, взяли катамаран на Кольский, где прошли шкуродерным маршрутом параллельно с группой из трех КНБ-шек. К концу похода голубой тент на днище весь побелел от царапин, но – ни одного прокола. А минимальное число дырок на КНБэшках было 26: вот что значит 30 см воздушной амортизации!

Для этого же похода был сделан легчайший дюралевый каркас из труб 28х1, на котором потом был опробован диагональный раскрой авизетового трамплина. Эффект такого раскроя превзошел ожидания: поперечины каркаса вставляются без усилия, после чего весь трамплин длиной 3,5 м равномерно и до звона натягивается одной шнуровкой передней балки.

Опять же в этом походе "Тандем" доказал свою вместимость, вывезя с середины Кольского двух сухопутных пассажиров. Мы даже не стали расширять став, просто разобрали байдарочные весла и сели в шахматном порядке (см. в книге Марины Галкиной "Одна на краю света" рассказ «Маршрут пятого месяца»)

Итак, схема тандемного катамарана под байдарочное весло себя оправдала. В разномастных флотилиях по скорости он уступал только "Тайменям", с КНБэшками шел наравне, без вопросов обгонял "Скауты", "Егери", "Щуки", не говоря уже о сплавных двойках и четверках. Так, в двух километровой гонке с Тритоном-2, я в одиночку (Марина спала спереди) уступил двум спортсменам всего 30 м.

В следующей модификации скулы баллонов стали асимметричными, чтобы не загонять между ними волну. Интерференция заметно снизилась, на скорости (под мотором) гребень перестал доставать до палубы. Диаметр баллонов уменьшили до 32 см. Два экземпляра были сделаны без продольных балок. Весь каркас при этом умещался в пенал размером с чертежный тубус, и был достигнут рекордный вес: 9 кг 600 г. Но затем мы вернулись к продольным балкам: все время следить за давлением оказалось скучно, а "независимая" растяжка трамплина позволяет плыть на "мягких" баллонах, что бесконечно увеличивает их живучесть. Ведь, для того, чтобы держать круглой подводную форму баллона,
достаточно, чтобы давление в нем просто превышало давление воды на соответствующей глубине. А если оно ему равно, то поддатливость оболочки становится идеальной: коряги и камни проминают баллон вообще без усилия.

К этому времени мы отказались от внутренней, страховочной перегородки. За 10 лет эксплуатации более 20 катамаранов она ни разу не потребовалась. И, опять же: в речках всегда рядом берег, а на озерах не с чего прокалываться баллонам. Что же касается швов, то они скорее разойдутся на берегу, от перегрева утренним солнцем, а не в холодной воде.

Устойчивость "Тандемов", вся плавучесть которых максимально разнесена "по бортам" заметно выше, чем у байдарки. 5-ти метровый парус не вызывал никаких проблем, и, например, всю Поньгому в среднюю воду, в отличие от байдарок, мы шли с ходу.
В результате мы отказались от возможности разносить баллоны – трамплины у первых экземпляров по средней линии сошнуровывались через люверсы. Оптимальная ширина под весло 2,2 – 2,4 м была найдена, и две половинки палубы стали сшиваться намертво. Таким образом, вся "матерчатая" часть – два баллона и палуба – стали одним целым, в карманы которого вставлялся каркас, сочленяемый всего 4-мя болтами с барашковыми гайками. Сборка катамарана без накачки стала занимать 5 – 10 минут. При надувании, поперечное сечение трамплина вместо прямой линии становится фигурным, сильно натягивается и прижимает продольные стрингера к поперечным балкам-распоркам. Все люфты, при этом, исчезают. Фактически сборка катамарана по простоте стала как у надувной лодки. Все это оказалось возможным благодаря тому, что поперечные и продольные балки каркаса находятся в одной плоскости. При этом внутренний стрингер оказался совершенно лишним – туго натянутый трамплин равномерно и непосредственно нагружает (притапливает) баллоны.

Далее мы оснастили катамараны рулем – появилась рулевая балка 20х1, вставляемая в концы стрингеров. Эта балка позволила полностью отказаться от болтов в каркасе: теперь передняя поперечина фиксируется в стрингерах замком, а задняя – двумя полиспастными петлями из стропы натягивается назад к рулевой балке. Центральные распорки в продольном направлении фиксируются плотными карманами трамплина, а вдоль стрингеров могут смещаться.

Этот способ натяжения трамплина и фиксации поперечных балок (наряду с тем, что они распирают одиночные стрингера в одной плоскости) позволил сконструировать парусный катамаран, в сборке которого присутствует всего одна барашковая гайка, фиксирующая шверт. По быстроте сборки из двух пакетов по 1,2 м этот парусный катамаран оказался рекордным.

Знакомство с туристами парусниками подвело нас к третьей модификации . До того я был строгим приверженцем камерной конструкции надувных судов, полагая, что ненапряженная камера внутри оболочки это залог безопасности и по проколам и по клеевым соединениям. Но, оценив надежность бескамерных баллонов у парусников, герметичность и качество их клеевого шва, с одной стороны, а с другой – за 10 лет убедившись в живучести надувных поплавков на камнях и корягах, мы решили отказаться от камер, которые надо сушить, проветривать, которые неоднозначно ложатся внутри оболочки, утягивают соски и проч. К тому же оказалось, что цельноклеенный баллон из 600 граммового ПВХ не тяжелее авизентовой деки с камерой из "чернухи", а, тем более, из БЦЦ.


В новых баллонах мы удлинили скулу, заострили "форштевень" по ватерлинии, довели обводы кормы. Диаметр баллонов вернули к 36 см: в больших походах 32 см оказалось мало. Фирменная сетка трамплина и все матерчатые детали выкроены под 45º, что позволяет натягивать трамплин по вдоль "не затрагивая" баллоны.

Сейчас работаем над съемными "плавниками", чтоб обеспечить устойчивость катамарана по курсу: все-таки на устойчивой лодке плавать приятнее. Также в проекте надувные кресла и, даже, жесткая надувная платформа, чтобы совсем комфортно ловить рыбу стоя.

Кроме того, расчеты показывают, что с подводными крыльями катамаран "выйдет на редан" даже с трехсильным двигателем. Тогда по экономичности и скорости с таким мотором ему не будет равных. Он и сейчас-то под двухсильным "Салютом" идет вдвоем 18 км/час. Короче, история "Тандема" еще не закончена.