Описание конструкции

Катамаран "Тандем", функционально заменяющий байдарку, имеет близко расположенные баллоны с центральной посадкой гребцов друг за другом, и рассчитан на греблю байдарочным веслом.
Цельноклеенные бескамерные баллоны трехлепестковой выкройки имеют ассиметричные обводы по ватерлинии с большей наружной скулой, чтобы не "загонять" волну между баллонами. Фактически, наружный контур катамарана вписывается в обводы большой лодки, но отсутствие днища уменьшает смоченную поверхность, что делает катамаран более ходким.
При этом сохраняется высокая и "жесткая" остойчивость плоскодонки, а запас плавучести определяется надводной частью баллонов, вплоть до их полного погружения (820 л). Монокорпус с такой же смоченной поверхностью и таким же водоизмещением получится заметно уже и будет более валким.
Трамплин "Тандема" сделан из специальной палубной сетки для парусных катамаранов.

Она выполнена в виде сита из плоских и сверхпрочных нитей, со всех сторон облитых слоем ПВХ. Сами ячейки (дырочки) это милиметровые квадратики, пропускающие только воду и воздух.
Палуба растянута на каркас из анодированных труб 28х1 из Д16Т, допускающей свободное скручивание. "Плоскость" катамарана задается баллонами, лежащими на воде.
Два стрингера вставляются в продольные стрингер-карманы и распираются четырьмя балками-распорками. Сетка трамплина, стрингер-карманы и свесы, приклеенные к баллонами, выкроены под 45о;

Благодаря этому, после вставки поперечин весь трамплин удается равномерно растянуть во все стороны за счет продольного натяжения одной только кормовой балки. Передняя балка при этом упирается в стрингера не только в бока, но и продольно.
Две средние балки вдоль стрингеров могут смещаться, но фиксаируются при этом плотными карманами на палубе. Поэтому они не мешают равномерному натяжению трамплина.
Кормовая балка натягивается назад двумя полиспастными петлями из стропы.
Таким образом, весь каркас собирается без болтовых соединений и книц, а накачка баллонов его окончательно фиксирует.
По бокам палубы вдоль стрингер-карманов пришиты петли из стропы 20 мм для крепления багажных резинок, веревок, поддержек спинок, оттяжек транца, вант и проч. Эта же стропа защищает карманы от случайного протирания веслами. К наружным свесам пришиты по две ручки для протаскивания катамарана в камнях и швартовки. Для буксировки, проводки "корабликом" и для обносов вдвоем лучше "держаться" за носовую балку и за задние концы стрингеров, выступающие как ручки носилок.
Баллоны накачиваются через штуцера с проходным сечением 18 мм. Изнутри отверстие штуцера прикрыто лепестковым клапаном, препятствующим резкому сбросу давления при затыкании пробки. Для сдувания катамарана этот лепесток надо поначалу продавить любой веточкой. Дальше, если активно не выжимать воздух, баллон "умирает" сам.
Нормальное сплавное давление – 50 мбар, что соответствует давлению ртом при надувании детского шарика. Этого совершенно достаточно для поддержания формы и фиксации каркаса. Накачивать туже – ртом изо всей силы – требуется только для езды под мотором, в волну под парусом и для протыкания бочек. Но всегда надо помнить: чем слабее надуты баллоны, тем легче они переваливаются через камни, тем "проходимее" на мелях и устойчивее к протиранию и проколам. Кроме того, известная мягкость оболочки способствует плавному, безотрывному обтеканию струй, что уменьшает сопротивление формы. А ненатянутая ткань более гладкая: сквозь глянцевый слой ПВХ не проступает плетение нитей, то есть у слабо надутых баллонов меньше сопротивление трению. А оно, при ходе на веслах, составляет 80% от общего.
На катамаранах 12 года устанавливаются стабилизирующие кили нового типа. Перо киля свободно поворачивается на оси (откидывается назад и вверх), расположенной на жестком транце. Сам транец пристегивается двумя фастами к корме баллона (вминает выпуклый задник) и упруго фиксируется за счет трения. Так что при желании транцы с килями можно снять совсем.
Профилированные кильки и транец сделаны из пластин жестко вспенненого ПВХ толщиной 6 мм.

При ударе об камень киль свободно откидывается назад. А в рабочем (и поднятом) положении удерживается шнуровой резинкой. Чтобы вынуть кили из воды, при подходе к порогу, достаточно дернуть за веревочки, которые перебрасывают кили через "нейтраль" в верхнее положение. Чтобы опустить кили в рабочее положение, их надо толкнуть (рукой или веслом) назад.